Защита интересов грузоперевозчика

В конце весны 2015 года в наш офис позвонил генеральный директор транспортной компании, занимающейся международными автомобильными перевозками. Из его кратких пояснений усматривалось, что несколько дней назад при перевозке из Словакии в Новосибирск погиб груз цветов.

Для выяснения всех обстоятельств дела, клиент был приглашён в офис. Ему было предложено предоставить все документы, имеющие отношение к произошедшему.

В результате анализа представленных документов и сопоставления фактов, постепенно складывалась полная картина произошедшего, выявлялись причинно-следственные связи.

11 мая 2015 года, в соответствии с транспортной заявкой, водитель-экспедитор компании принял к перевозке в Дольни-Кубин (Словакия) груз цветов. По условиям транспортной заявки груз на автопоезде должен был доставлен в Новосибирск при соблюдении температурного режима +5(+3) С.

17 мая 2015 года груз прибыл в Новосибирск и в присутствии водителя-экспедитора был осмотрен получателем. Осмотром установлено наличие конденсата на внутренних и наружных поверхностях картонных коробок с цветами, на бутонах цветов — ботритис. Груз признан непригодным и утилизирован. Ущерб составил 3 245 900 рублей.

Гражданская ответственность перевозчика была застрахована на сумму 100 000 $. По условиям договора страхования, при осуществлении рефрижераторных перевозок, рефрижераторное оборудование должно иметь опцию модуляции и устройство контроля и записи температурного режима.

По запросу страховой компании, Перевозчик предоставил распечатку записи температурного режима рефрижератора за всё время следования. В соответствии с представленными данным температура внутри грузового отсека находилась в диапазоне от 2.8 до 6.0 С.

Страховая компания признала случай нестраховым. Отказ от производства страховой выплаты обоснован несоблюдением перевозчиком температурного режима (по условиям перевозки +3- +5 С о, по данным средств объективного контроля +2.8 — +6 С о.

Грузоотправитель предъявил перевозчику претензию, в которой предлагает последнему возместить ущерб от утраты груза.

На первый взгляд позиции грузоотправителя и страховщика выглядели достаточно убедительно, однако внимание наших специалистов привлекло два обстоятельства: указание в акте осмотра на наличие на цветах ботритиса и конденсата на таре.

В результате краткого экскурса в ботанику выяснилось, что ботритис — это серая гниль, наиболее частая причина увядания роз. Ботритис размножается спорами, которые легко разносятся ветром. С момента заражения остановить развитие заболевания невозможно. Избежать распространение серой гнили можно только удалив заражённый цветок.

Учитывая способ размножения ботритиса и условия транспортировки груза, был сделан обоснованный вывод о том, что попадание спор гнили на цветы произошло в месте их выращивания, то есть к перевозке груз был передан уже зараженным.

Конденсат на таре очевидно образовался в момент вскрытия фургона в пункте назначения. Когда в фургон попал внешний более тёплый воздух, коробки какое-то время оставались холодными. Влага, содержащаяся в воздухе, осела на холодных поверхностях, то есть на таре. Наличие конденсата на упаковке косвенно подтверждает соблюдение перевозчиком температурного режима и не находится в причинно-следственной связи с гибелью груза.

Теперь всем этим научным изысканиям предстояло найти юридическое применение, соответствующее поставленным перед нами задачам.

В Европе, для урегулирования разногласий, возникающих при осуществлении международных автомобильных перевозок, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ).

В силу п.2 статьи 17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности, если утрата груза произошла в следствии дефекта, свойственного грузу или обстоятельств, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить. Пункты 2 и 5 ст. 18 КДПГ освобождают перевозчика от ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств, в том числе, внезапному гниению.

По результатам нашей работы был подготовлен отзыва на претензию грузоотправителя. В отзыве, в частности было указано, что наиболее вероятной причиной порчи груза стало заражение растений спорами ботритиса до погрузки в ТС перевозчика. Грузоперевозчик выполнил свои обязательства по договору надлежащим образом. Гибель груза не находится в причинно-следственной связи с превышением температурного режима при осуществлении перевозки на 1 С о. Причина гибели груза неразрывно связана с природой(недостатком) груза. Это обстоятельство, в силу п. 2 и подп. d п.4 ст. 18 КДПГ, исключает ответственность перевозчика.

После ознакомления с выводами наших специалистов грузоотправитель отказался от каких-либо претензий к нашему клиенту.

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru