Общие требования к проведению проверок

В связи с тем, что значительная часть предприятий регулярно подвергается различным проверкам надзорных и контролирующих органов, руководитель организации или индивидуальный предприниматель должен знать основные правила проведения данных проверок и правила взаимодействия с контролирующими органами в их ходе.

Порядок проведения проверок регулируется федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» №134-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Какие документы должен предъявить представитель органа надзора?

Представитель органа надзора и контроля обязан предъявить руководителю предприятия:

  1. Приказ (распоряжение), либо заверенную копию его, в котором должны быть указаны:
    • номер и дата издания приказа (распоряжения);
    • наименование органа государственного контроля (надзора);
    • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, у которого будет проводиться проверка;
    • вид и предмет проверки (плановая, внеплановая — целевая, по жалобе, контрольная по исполнению предложений по ранее проведенной проверке и т.д.)
    • должностное лицо (лица), проводящее проверку;
    • время начала и окончания проверки.
  2. Удостоверение должностного лица (лиц), проводящего проверку. Это удостоверение подтверждает принадлежность должностного лица к органу надзора и контроля и то, что именно это лицо указано в предъявленном приказе о проверке. Не допускается проведение проверок внештатными сотрудниками.

Виды проверок

Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в 3 года, внеплановые проверки временным сроком не ограничены, поэтому нужно внимательно относиться к её целям, которые должны быть указаны в приказе о проверке. Любая проверка должна проводиться в присутствии руководителя предприятия или уполномоченного им лица. Учёт проверок ведётся в специальном журнале.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • поступление в органы контроля (надзора), обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушении прав потребителей

Какие документы составляются по результатам проверки?

По результатам проверки составляется акт, в котором указывается:

  • место, срок, дата проверки, где она проводилась, что проверялось;
  • представители предприятия, участвующие в проверке;
  • выявленные нарушения с указанием конкретных фактов;
  • требования законодательства, которые были нарушены.

К акту могут прилагаться документы, объяснения, иные материалы. Акт подписывается лицом (лицами) проводящим проверку, с ним под подпись должен быть ознакомлен руководитель предприятия или его уполномоченный представитель. В случае отказа уполномоченного представителя предприятия от подписи, об этом делается соответствующая отметка в акте. Один экземпляр акта вручается представителю предприятия (либо отправляется по почте с уведомлением), второй остаётся в органе, проводящем проверку. В случае выявления нарушений может выдаваться предписание об их устранении, может также составляться протокол об административном правонарушении.

Внимание! Предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности органов надзора и контроля, неисполнение их предписаний, непредоставление соответствующих документов или их искажение.

Основные права и обязанности уполномоченного представителя предприятия

Права:

  • не допускать к проверке без приказа о её проведении с вышеназванными требованиями к нему и удостоверения лица, её проводящего;
  • не предоставлять информацию и документы для целей, не указанных в приказе о проверке, либо не относящиеся к компетенции этого органа надзора и контроля;
  • знакомиться с материалами проверки, давать на них объяснения, вносить замечания;
  • обжаловать материалы проверки руководителю органа надзора и контроля, либо в суд.

Обязанности:

  • не препятствовать проводимой с соблюдением требования Закона проверке, предоставлять необходимые материалы и документы;
  • исполнять предписания и предложения по устранению нарушений;
  • уплачивать наложенные при проведении проверки административные взыскания (если они не обжалованы);
  • вести журнал учёта мероприятий по контролю.

Данные требования не касаются органов банковского, налогового, валютного, таможенного и метрологического контроля, прокуратуры, проведения оперативно – розыскных мероприятий, следствия, дознания. Не применяются его положения и к контролю за безопасностью движения, экологической безопасности и санэпидблагополучия на железнодорожном транспорте, при контроле за использованием атомной энергии, соблюдением государственной тайны, за опасными и режимными объектами, расследованию несчастных случаев на производстве.

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru