Как без налоговых потерь завести средства на фирму?

В процессе осуществления предпринимательской деятельности достаточно часто встает вопрос: «Как внести на фирму денежные средства или иное имущество и не иметь после этого претензий со стороны налоговых органов?».

Давайте разбираться. Для начала определимся, кто вносит имущество. Это может быть:

  • Лицо, не являющееся учредителем либо акционером фирмы.
  • Учредитель фирмы или акционер.

Если деньги вносит постороннее лицо

При таком варианте наиболее надёжным и простым будет следующий вариант. Оформление договора займа, либо беспроцентного, либо под низкий процент.

Заметим, что договор займа по Гражданскому кодексу является возмездным, это предусматривает получение с заёмщика процентов по нему. Но в самом договоре можно прописать условие о его безвозмездности.

Некоторые предприниматели опасаются, что налоговые органы могут усмотреть наличие материальной выгоды от экономии на процентах, если займ оформлен под низкий процент или беспроцентный.  Но эти опасения беспочвенны. Налоговые органы не обладают правом, по аналогии с налогом на доходы физических лиц, начислить организации налог на прибыль с материальной выгоды от экономии на процентах.

В дальнейшем займ придется, конечно, вернуть. Прощение долга, как вариант, подходит только для учредителя с долей более 50%.

Если денежные средства вносит учредитель

Если учредитель вносит имущество, то необходимо определиться какой размер доли в уставном капитале фирмы ему принадлежит: больше или меньше 50%.

Доля учредителя больше 50%

Такой учредитель может без проблем вносить как деньги, так и имущество, оформляя эту операцию, как безвозмездную помощь учредителя. Но учтите несколько моментов:

  1. Учредителю должна принадлежать доля именно больше 50%, например 50,01% (если речь идет об акционерном обществе – то 50% плюс одна акция).
  2. Если вносятся основные средства, то не стоит их реализовывать в течение одного года с даты их передачи учредителем. Иначе, согласно правилам Налогового кодекса, льгота применяться не может и придётся стоимость основного средства включить в базу по налогу на прибыль и начислить налоги на операцию по поступлению такого имущества.
  3. По поводу начисления амортизации на переданные основные средства позиция Минфина менялась несколько раз. Если в 2006 году высказывалось мнение, что такое имущество амортизируется в обычном порядке, то в 2012 году мнение поменялось на диаметрально противоположное – амортизировать такое имущество в налоговом учете нельзя, а соответственно база по налогу на прибыль окажется выше, а сам налог больше.

Здесь можно дать такие рекомендации:

  • Прислушаться к контролирующим органам и амортизацию не начислять (совет, конечно, для не особо бережливых предпринимателей).
  • Быть готовым отстаивать свою позицию в суде.
  • Либо поступить следующим образом. Учредитель даёт денежные средства предприятию, а предприятие покупает нужные основные средства и спокойно их амортизирует. Претензий от налоговых органов не будет.

Доля учредителя ровно 50% или меньше

Подойдут следующие варианты:

  1. Увеличение чистых активов фирмы (возможность появилась в Налоговом кодексе более 2 лет назад). Алгоритм прост. Созываем общее собрание учредителей, на котором принимаем решение об увеличении чистых активов и «безболезненно» вносим средства на фирму. Заметим, что сейчас специалисты Минфина планируют «наступление» на данный механизм льготного внесения денежных средств, но пока такой вариант возможен для применения. Мы внимательно следим за развитием событий и обязательно вам сообщим в случае изменения позиции Минфина.
  2. Подойдет вариант внесения денег по договору займа (аналогично тому, как деньги вносит постороннее лицо).
Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru