Законно ли назначение на должность номинального директора?

Наши клиенты часто обращаются к нам с вопросом: «Законно ли использовать в бизнесе номинального директора?». Подразумевают под этим то, что в качестве единоличного исполнительного органа будет привлечено лицо, которое фактически бизнесом не управляет, зачастую не имеет даже представления о сути деятельности «возглавляемой» им компании.

Мы не ведем сейчас речь о компаниях, зарегистрированных на основании утерянных документов, на лиц, которые и не подозревают, что «управляют» какими-то организациями – сразу заметим, что такие действия криминальны по своей сути и за них предусматривается уголовная ответственность по разным статьям Уголовного кодекса.

Цели же привлечения номинальных владельцев и директоров бывают разные, но чаще это вызвано попыткой не показывать реальных выгодоприобретателей, связи с другими компаниями (если мы говорим о группе компаний), минимизации различных рисков (как гражданско-правовых, административных, так и уголовных) для истинных владельцев.

Заметим, что на самом деле на уровне законодательных актов такого понятия как номинальный директор в России не существует. Однако, в связи с борьбой с отмыванием доходов, уклонением от налогов в Уголовный кодекс несколько лет назад были включены статьи, в которых предусмотрена ответственность за создание предпринимательских схем, где во главе бизнеса оказывались не его реальные владельцы, а подставные лица.

Учитывая, что правоохранительные органы РФ зачастую расширительно толкуют закон, то иногда ставится знак равенства между понятием номинальный директор (в интерпретации законодательства стран-офшоров (низконалоговых юрисдикций) и подставное лицо. И это им позволяет делать толкование норм уголовного законодательства. Речь идет о двух статьях УК –   173.1 и 173.2, в которых в том числе говорится, что является криминальным «образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц» А, согласно примечанию к ст. 173.1 «подставными лицами являются лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом».

Аналогично толкуют закон и налоговые органы, считая (зачастую справедливо), что появление в бизнес-схемах фирм с подставными владельцами и директорами – признак использования «фирм-однодневок», которое не предполагает реальной деловой активности, а имеет целью исключительно уклонение от уплаты налогов и сборов.

Вывод из вышесказанного можно сделать следующий. Риски при использовании номиналов есть. И существенные. Но все зависит от многих факторов, в том числе от фактической деятельности компании и сути осуществляемых сделок, а также их оформления. Гипотетическая ответственность: от никакой до административной и уголовной. При появлении претензий от правоохранительных или фискальных органов их иногда удается оспорить в суде.

Но в целом желательно, чтобы генеральный директор реально выполнял свои функции и при опросе правоохранительных органов, либо при проведении налоговой проверки продемонстрировал понимание сути бизнеса и реальное осуществление руководства компанией.

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru