Проверка контрагента: Что? Как? Зачем?

Проверка контрагента необходима для проявления должной осмотрительности. В действующем законодательстве РФ отсутствует определение «должной осмотрительности».  Данное понятие впервые было введено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Исходя из названия Постановления Пленума явно видно, что «должная осмотрительность» чаще всего используется налоговыми органами для оспаривания обоснованности вычета по НДС, а также правомерности включения определенных расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль, если в цепочке платежей присутствуют фирмы-однодневки. Таким образом, должная осмотрительность поможет Вам при возникновении спорных ситуаций с налоговыми органами.

Если поискать в интернете информацию по понятиям «проверка контрагента» и «должная осмотрительность», то можно найти большое количество как платных, так и бесплатных Интернет-ресурсов, которые предлагают Вам «провести полную проверку контрагента». Однако, данные ресурсы предоставляют лишь часть информации, необходимой для проявления должной осмотрительности.

В настоящий момент наиболее значимым Интернет-ресурсом для проверки контрагента является nalog.ru, который предоставляет Вам возможность без больших временных и финансовых затрат проверить контрагента на предмет «массовости» юридического адреса, проверить информацию о наличии дисквалифицированных лиц в обществе контрагента и получить иную полезную информацию о деятельности контрагента. Вышеуказанный Интернет-ресурс позволит Вам самостоятельно провести минимальную проверку контрагента и для себя определить возможность заключения с ним сделок.

Однако, должная осмотрительность включает в себя не только проверку контрагента по открытым источникам. Если исходить из обобщения судебной практики по вопросам должной осмотрительности, можно прийти к выводу о том, что должная осмотрительность — это комплекс мер и действий, направленных на получение необходимой и достоверной информации о потенциальном контрагенте.

Что же включает в себя проверка контрагента?

Как правило, большинство компаний считает, что достаточно запросить у потенциального контрагента комплект копий учредительных документов. Налоговые органы и суды, как правило, не признают такие действия достаточными для проявления должной осмотрительности. Несмотря на данную позицию вышеуказанных органов, указанные документы необходимо запросить. Советуем запрашивать следующие документы: копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копию свидетельства о постановке на налоговый учет, копию Устава, копию решения и приказа о назначении директора. Вышеуказанные копии лучше получать в бумажной форме, заверенные подписью руководителя и печатью контрагента.

В случае если сделку от имени контрагента будет совершать не руководитель компании, то в обязательном порядке необходимо получить документ, подтверждающий его полномочия на совершение таких действий (например, доверенность). Обратите внимание, что директор филиала Общества также действует на основании доверенности.

Необходимо получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении контрагента. Выписку Вы можете как запросить у самого потенциального контрагента, так и получить самостоятельно в любой налоговой инспекции. Также сайт nalog.ru предоставляет возможность бесплатно получить выписку в электронной форме, подписанную электронной подписью налогового органа. Такая выписка приравнивается к выписке на бумажном носителе.

На практике встречаются компании, в которых директор фактически не руководит и не имеет реального отношения к деятельности контрагента. Советуем Вам также запрашивать у контрагента копию паспорта директора с целью удостовериться, что это реальный человек. Аналогично стоит поступать и в случае, если сделку совершает представитель.

Необходимо также удостовериться (по возможности получить копии документов) в фактической возможности контрагента осуществлять, заявленную им деятельность (например, производить товар). В случае если для осуществления деятельности контрагента требуется наличие лицензии или допуска саморегулируемой организации (далее по тексту – СРО), то их копии также необходимо получить. Как правило, на сайте соответствующего СРО имеется реестр его членов, в котором можно проверить является ли Ваш контрагент действующим членом СРО.

Необходимо также удостовериться в том, что у контрагента есть необходимые для осуществления работ или оказания услуг производственные и (или) торговые площади, собственные или арендованные недвижимость, оборудование, транспорт.

Важным фактором также является наличие достаточного количества сотрудников у Вашего контрагента. То есть если компания занимается производством высокотехнологического оборудования, но при этом в ней официально работает только генеральный директор, то стоит задуматься о том стоит ли заключать с такой компанией договор и о возможных налоговых рисках.

Желательно проверить финансовое положение контрагента в целом и фактическое выполнение им обязанностей налогоплательщика (уплаты налогов, сборов, своевременной сдачи отчетности).

Нелишним будет проанализировать участие Вашего потенциального контрагента в судебных разбирательствах. Ведь если Вы обнаружите, что последний систематически выступает в судебных разбирательствах в качестве ответчика по неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанностей по аналогичным договорам, то вряд ли Вы захотите заключить с ним сделку.

На практике в последнее время достаточно часто запрашивают у контрагентов образцы подписей лиц, имеющих право на подписание документов (это может быть копия приказа о назначении на должность, но наиболее надежным способом является получение копии банковской карточки с «синей» печатью банка).

О должной осмотрительности могут свидетельствовать и другие признаки, документы и доказательства.

Министерство Финансов РФ в своем письме от 17 декабря 2014 г. N 03-02-07/1/65228, указало на то, что исходя из судебной практики признаками фирм-однодневок могут являться наличие "массового" учредителя (участника), "массового" руководителя, отсутствие организации по адресу регистрации, отсутствие персонала, отсутствие налоговой отчетности либо ее представление с минимальными показателями, наличие численности организации в составе 1 человека, отсутствие собственных, либо арендованных основных средств, транспортных средств.

При возникновении спорных ситуаций с налоговыми органами в пользу налогоплательщика могут учитываться не только документы, но и свидетельские показания. В связи с этим советуем Вам обращать внимание на такие детали, как присутствие контрагента при подписании договора и ведении переговоров о заключении сделки, вплоть до того, что показателем добросовестности может быть даже тот факт, что Вы помните офис контрагента и обстановку в этом офисе. 

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru