Проблемы правового регулирования IP-телефонии и современных мессенджеров в России

Общение в Интернете при помощи современных средств коммуникации стремительно набирает обороты. Государство признало, что звонки, видео, сообщения, тексты и фотографии в интернете подлежат регулированию в таком же объеме, как и обычные способы связи.  Масштабы циркулирующей информации просто огромны. Количество пользователей наиболее популярных сервисов (ICQ, Jabber, QIP, Skype, Viber и другие) исчисляются сотнями миллионов пользователей. Вместе с тем, с точки зрения государства, виртуальная среда не позволяет или существенно затрудняет контроль за происходящими там процессами. Особенно, в свете усиливающейся борьбы с терроризмом и экстремизмом. Отдельная тема — нарушение в Интернете авторских прав.

Как поясняют спецслужбы – они лишены возможности доступа к полноценному прослушиванию разговоров и чтению переписки пользователей. Затрудняется также это и тем, что организаторы (владельцы) этих сервисов находятся вне российской юрисдикции.

Возмущения исходят и от операторов классической голосовой связи, поскольку, по их мнению, интернет-телефония отбирает трафик и, как следствие, доходы. За прошедшие несколько лет операторы мобильной связи в России уже много раз жаловались на мессенджеры по разным причинам.

Сейчас представители крупнейших операторов мобильной связи решили рассмотреть правовой статус IP-телефонии в России. Отечественный пользователь не защищен, поскольку и другие операторы IP-телефонии обычно регистрируются за рубежом, и в результате не выполняют норм и предписаний отечественного законодательства. По мнению операторов мобильной связи, страдает российский пользователь.

Некоторые операторы прямо заявили, что IP-телефония — это паразит на теле обычных операторов связи. Потому что для IP-телефонии используются обычные каналы связи, за которые организации не платят, ведь они не вкладывают деньги в строительство и эксплуатацию таких сетей.

Отечественные компании переживают, что могут недополучить весьма существенную часть доходов, которая измеряется в миллиардах рублей. В следствие этого, отечественные каналы связи не будут модернизироваться, и качество услуг связи будет постоянно снижаться. В России деятельность по предоставлению услуг IP-телефонии подлежит лицензированию. Она в силу ряда технологических и потребительских особенностей отличается от традиционной телефонной связи. Эти отличия учитываются при решении вопроса лицензирования деятельности операторов по предоставлению услуг IP-телефонии. Именно поэтому такая телефония классифицируется как разновидность услуг телематических служб. Как следствие, официальная позиция российских властей: пользователи в России юридически не защищены, поскольку у мессенджера нет российских лицензий и договоров с абонентами, абоненты из России в результате не могут требовать соответствующего обещанным нормам качества услуг.

Основной причиной негодования, всё же, является не забота о качестве связи потребителей и защите их прав, не техническое состояние линий связи и не беспокойство о наполняемости бюджета, а невозможность преодолеть конкурентное преимущество в цене и, как следствие, потеря прибыли.

Что говорит закон?

Основным правовым актом регулирования IP-телефонии является Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и некоторые подзаконные акты.

Государство методично подводит бизнес и пользователей к мысли о том, что анонимности, бесплатности и безнаказанности в виртуальном мире не будет.

Не вдаваясь в  детали вопросов деятельности спецслужб и дележа доходов операторов связи, владельцам мессенджеров любого рода при осуществлении деятельности в России, придется столкнуться со следующими проблемами:

  1. Подмена номеров и невозможность идентифицировать абонента
    В Госдуме готовится проект поправок в Закон «О связи», направленный против операторов, использующих при междугородных и международных звонках интернет-каналы, а именно — против подмены номера при междугородных и международных звонках. Если новеллы будут реализованы, вне закона окажется целый сегмент рынка связи. Закон ударит по компаниям-посредникам, которые с помощью IP-телефонии помогают экономить абонентам крупных операторов. Действующие в России правила маршрутизации уже запрещают схемы с подменой номеров (в этих правилах говорится, что при звонках с телефона на телефон можно пользоваться только услугами операторов междугородной и международной связи), но подобные схемы все равно используются. В обосновании проекта его авторы указывают, что звонки через Интернет с подменой номера угрожают проведению оперативно-розыскных мероприятий, не обеспечивают качество связи и снижают доходы государства из-за того, что крупные операторы недополучают деньги за междугородную и международную связь и платят меньше налогов. В документе указано, что оператор, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в неизменном виде информацию о номере абонента. При звонке через такой сервис телефонный номер звонящего отображается как местный номер, но перезвонить на него нельзя.Оператор, нарушивший это требование, может быть лишён лицензии. Но в существующем виде правового регулирования проблематично не только лишить лицензии, но и оштрафовать виновного IP-оператора.Придуман интересный способ скрытой мотивации самоконтроля для законопослушных операторов: Роскомнадзор на основе сведений лицензии организует предоставление, контролирующих трафик, приборов на бесплатной основе. Причем, количество необходимого оборудования определяется самим оператором. Вопросы эксплуатации, снятия показателей, ремонта и обслуживания этих приборов схема деликатно не описывает.
  2. Требование о предоставлении от пользователя некоторых персональных данных.
    Закон требует, чтобы персональные данные граждан РФ хранились на территории РФ. Однако не стоит забывать о предупреждении РСПП о том, что владельцы интернет-мессенджеров – компании зарубежного происхождения. И пользоваться такими сервисами компаниям небезопасно. Даже не потому, что их не может контролировать государство, а потому, что информация легко может «уплыть» от инсайдера к конкуренту. И проконтролировать это практически невозможно. Возникают также сложности и с реализацией гражданами так называемого «права на забвение», т.е. полное удаление о себе всей информации в Интернете, поскольку иностранные интернет-ресурсы не имеют на территории РФ представительств с правом принимать юридически значимые решения.При рассмотрении вопроса о закреплении в нашем законодательстве «права на забвение» необходимо учитывать, что это может поставить российские интернет-площадки в заведомо неравную конкурентную позицию. В странах ЕС уже идет усиление контроля граждан за своими персональными данными. Как и в России, передача персональных данных может осуществляться только с их согласия. Гражданин ЕС может ещё потребовать удаления ссылок из поисковика на запрос по его имени на документы, которые не соответствуют действительности или содержат устаревшие сведения.До сих пор не решён вопрос, что же такое «персональные данные»? Последние доводы сводятся к тому, что это минимальный набор данных, состоящих из полного ФИО, телефона или адреса электронной почты физического лица. Как факультативный критерий – фотография или иное действительное изображение пользователя. Более смелые заявляют, что к персональным данным можно отнести даже латинскую транскрипцию имени и фамилии в адресе почты. Юридическая коллизия возникает на любом из двух этапов: либо в связи с необходимостью идентификации пользователя и раскрытия им своих персональных данных (даже если особенности мессенджера этого не требуют), либо в связи с их хранением и обработкой после раскрытия.Летом 2014 года были приняты поправки, обязывающие предпринимателей обеспечить хранение персональных данных россиян на серверах, находящихся на территории России (ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 242-ФЗ). Предполагается, что новые правила начнут действовать с 1 сентября 2016 года. До настоящего времени этот вопрос беспокоил в большинстве своем только крупные компании, которым потребуется значительное время, чтобы перенести все персональные данные сотрудников и клиентов с иностранных серверов на российские. Но не исключено, что новая обязанность появится у бизнеса уже осенью 2015 года. В связи с этим поднято сразу несколько вопросов. Стоит вносить изменения в локальные нормативные акты? Будет усилен контроль со стороны Роскомнадзора и насколько увеличится количество судебных разбирательств по защите субъектом своих прав?В первую очередь поправки затрагивают интернет-магазины, социальные сети и организации, оказывающие туристические услуги. Однако в итоге это коснётся всех компаний, так или иначе использующих в работе с персональной информацией граждан иностранные центры обработки данных (ЦОД).Прежде всего, закон не требует принятия новых документов. Однако результатом реализации нового закона является создание собственного ЦОД, либо заключение договора на его использование сторонней организацией (аутсорсинг). Коснуться это может практически любой компании, поскольку обработкой персональных данных так или иначе занимаются все организации – хотя бы в части обработки данных своих собственных работников. Актуальным остаётся  и вопрос относительно возможности дублирования персональных данных на иностранных серверах, то есть возможность обработки и хранения данных одновременно как в российских ЦОД, так и за рубежом. Конкретных положений на этот счёт и ответственности за их нарушение Закон не содержит. Вместе с тем, нет и запрета на это. Из закона не следует, что у нас запрещено дублирование персональных данных на зарубежных и российских серверах. Было много обсуждений по поводу того, где должна быть первая копия данных, а где вторая. Но учитывая современные технические возможности, позволяющие производить синхронизацию данных на российском и зарубежном серверах моментально, этот вопрос не имеет практического значения. В теории, дублирование допускается. Однако, однозначной трактовки и уверенности в этом нет. Общий юридический вектор направлен на эксклюзивное нахождение серверов в России.Закон касается не только требования о хранении персональных данных на территории РФ, но и затрагивает порядок осуществления контроля со стороны Роскомнадзора за деятельностью компаний в сфере соблюдения законодательства о персональных данных. Общие правила контроля компаний не будут распространяться на проверки, связанные с контролем за обработкой персональных данных. Как следствие, Роскомнадзор будет иметь право проводить проверки, не принимая во внимание существующие ограничения по срокам и периодичности. Кроме того, на такие контрольные мероприятия не будет распространяться и максимальный срок для проведения проверок. В итоге Роскомнадзор может провести проверку соблюдения компанией требований по обработке персональных данных в любой момент и по любому поводу. И длиться она может как угодно долго.

    Есть версия, что это своеобразная ответная санкция в отношении иностранного бизнеса. И помимо формально юридического, существует политический метаконтекст закона. Участились заявления о так называемом «цифровом суверенитете России». Последние юридические инициативы могут быть квалифицированы как направленные на защиту национальных интересов в целом, а не просто на защиту персональных данных.

  3. Требования правоохранительных органов о предоставлении информации.
    Некоторые владельцы мессенджеров находятся в странах, с которыми у России нет соглашений о правовой помощи. Это затрудняет направление запросов и выполнение межгосударственных поручений. К тому же, закон страны, в которой зарегистрирована компания  мессенджера, может войти в противоречие с требованиями российских законов. Например, одинаковое встречное требование о хранении персональных данных пользователей только на своей территории. Организатор распространения информации (такой термин ввел закон о блогерах) обязан хранить на территории России в течение шести месяцев обезличенную информацию о действиях своих пользователей (например, об обмене электронными сообщениями), делиться этой информацией со спецслужбами и правоохранительными органами в случаях, оговоренных в других законах. Речь идёт о так называемых метаданных – истории действий, то есть информации о том, кому и когда было отправлено сообщение, но не его содержание. Если площадки не будут вовремя реагировать на запросы ведомств, они могут быть на время заблокированы Роскомнадзором, но только по решению суда. Для передачи данных правоохранительным органам решение суда не требуется. Прежде силовым структурам для доступа к этим данным было нужно судебное разрешение.Проблема взаимодействия традиционных сетей связи и голосовых сервисов вне интернет-протоколов беспокоит отраслевых специалистов не только в России, однако при этом, ни в одной стране мира не существует должного правового регулирования VoIP.

Не получив возможности лишить лицензии, оштрафовать или просто урегулировать отношения и найти компромисс между иностранными мессенджерами, российскими операторами связи, правоохранительными органами, авторами, пользователями и государством, последнее может пойти по самому простому пути – запретить (заблокировать) их нахождение в России вообще.

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru