Бизнес и органы государственной власти

В своей повседневной деятельности коммерческие структуры сталкиваются с необходимостью взаимодействия с теми или иными органами государственной власти. Это надзорные, контролирующие, правоохранительные, разрешительные, судебные и другие органы. Взаимодействие сторон имеет самые разные цели. Если эти цели совпадают взаимодействие происходит в форме сотрудничества, если нет – противоборства.  Независимо от формы взаимодействия оно должно основываться на законодательстве, которое определяет права и обязанности сторон.  На практике, очень часто, общение сторон строится на правах органов государственной власти и обязанностях коммерческой структуры. Статья посвящена краткому обзору инструментов, позволяющих восстановить баланс наших прав и обязанностей.

Прежде всего, надо понять, что сидящий пред Вами чиновник – это не орган государственной власти, а его должностное лицо. Этому должностному лицу, при исполнении своих обязанностей, надлежит предпринять исчерпывающие меры исключительно для выполнения функций, отнесённых к компетенции органа власти. Очевидно, что должностное лицо, исполняя свои обязанности, реализует не полномочия представляемого органа, а свои представления об этих полномочиях. Эти представления соответствуют действительности в той или иной мере. Если к этому, объективно неизбежному фактору, добавить некомпетентность, амбиции, лень или возможную личную заинтересованность, то результат действий должностного лица может и вовсе утратить связь с задачами представляемого им органа. Воспрепятствовать таким действиям нельзя, но их можно обжаловать. Жалобы можно направлять непосредственному руководителю должностного лица, в Прокуратуру по территориальности и в суд. В зависимости от конкретных обстоятельств можно избрать какой-то один канал или задействовать одновременно все.

Подробнее об особенностях обращения в вышестоящему руководству должностного лица.

Работа с жалобами и заявлениями в государственных органах в основном регламентируется федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", но как обычно, есть нюансы.

Приступая к подготовке жалобы надо помнить, что бюрократический аппарат – одно из сложнейших творений человека. Заставить, даже небольшую его часть, работать должным образом достаточно сложно. На подавляющее большинство обращений заявители получают формальный отказ по тем или иным основаниям. В таком результате обычно виноваты сами заявители. Объективно, чиновник не заинтересован в рассмотрении обращения заявителя. Первая заповедь, которой научит чиновник своего молодого коллегу гласит: «Получил документ – посмотри нельзя ли его вернуть отправителю». Это не заговор, - оптимизация рабочего процесса или обычная человеческая лень. Кроме того, надо учесть, что чиновник, к которому вы обратились, является непосредственным начальником лица, действия которого обжалуются, а значит несёт персональную ответственность за его действия. Заявителю придётся заставить чиновника рассмотреть своё обращение по существу, у него просто не должно быть выбора.

Для получения положительного результата заявитель должен точно понимать кому на рассмотрение попадёт его обращение, каковы полномочия и должностные обязанности этого лица, какие требования будут предъявлены к документу.

Большую часть необходимой информации можно найти в законодательной базе, на основании которой функционирует структура. Какая-то её часть обычно размещается на официальном сайте органа. В большинстве случаев это длинный список, начинающийся с федерального закона и заканчивающийся административными регламентами инструкциями и приказами. Чем глубже Вы изучите законодательную базу, тем выше Ваши шансы на получение положительного результата.

Изучив законодательную базу и структуру государственного органа, подготовив грамотное и обоснованное обращения, направив его надлежащему должностному лицу надо приготовиться к отказу в удовлетворении Ваших требований. Возникает логичный вопрос: «Зачем всё это было надо?» Во-первых, первичный документ – это база для Вашей правовой позиции и она у Вас крепкая. Во- вторых, Ваше обращение рассмотрено по существу, а не возвращено без рассмотрения. Во-третьих, если отказ незаконен, Вы располагаете хорошими основаниями для обжалования действий, уже того лица, которое направило Вам ответ. Каждый следующий раз Вы можете направлять своё обращение на один уровень выше, удаляясь от лица, действия которого послужили поводом для обращения. Связь между этим лицом и адресатами Ваших обращений будет слабеть, пока не перестанет влиять на принимаемое решение.

Обычно достижение результата происходит на втором или третьем уровне. Через голову непосредственного начальника прыгать не стоит – потеря времени, - обращения всё равно направят ему. Для того, чтобы ускорить процесс можно одновременно с обращением отправить на один уровень выше его копию с пометкой «для сведения». Рассматривать её не будут, но на контроль скорее всего поставят и, что немаловажно, взяв в руки Ваше обращение, чиновник почувствует на спине «заботливый взгляд» своего руководства. Это дисциплинирует.

Таким образом, в большинстве случаев, добиться пересмотра решения должностного лица можно только в результате профессиональных, последовательных и системных действий, основанных на глубоких знаниях действующего законодательства, структуры и принципов функционирования органов исполнительной власти РФ.

Любое использование материалов только при наличии гиперссылки на kpfm.ru